Один из главных приоритетов в жизни каждого человека, как известно, - выбор профессии. Это определяет всю его дальнейшую судьбу, степень самореализации, удовлетворенности собой, раскрытия творческого и человеческого потенциала.
Я часто задумываюсь, почему из огромного многообразия профессий выбрала ту, которой посвятила свою жизнь, - учитель информатики. Выбор этот далеко неоднозначен и включает, как минимум, две ипостаси: собственно учителя и одну из самых прогрессирующих, динамичных и быстроразвивающихся отраслей человеческого знания – информатику.
Итак, учитель… Еще со времени, когда я ходила в детский сад и примерно до средних классов школы я была твердо убеждена, что воспитатель, учитель – это существо высшего порядка, которое все знает, все умеет и может ответить абсолютно на все вопросы. По мере взросления я пришла к пониманию наивности этого своего убеждения, но поклонение Учителю, человеку, который вкладывает часть своей души в каждого ребенка, помогает ему раскрыться как личности, осталось у меня на всю жизнь.
Мне повезло: в моей жизни были и воспитатели, и учителя, которые оставили самый светлый след в душе. Теперь я понимаю, что они отличались глубоким профессионализмом, знанием своего предмета, психологии ребенка, педагогических приемов и многим-многим другим. Но главное их качество, которое позволило им стать Учителем с большой буквы, - это любовь к каждому ребенку, способному и не очень, послушному и строптивому; это способность в каждом из них увидеть Личность и создать условия для ее самовыражения.
“Любите детство, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир.” – призывал Жан-Жак Руссо, философ романтизма. И сверхзадача учителя, на мой взгляд, сохранив этот мир в душе ребенка, помочь ему прикоснуться к необъятному миру знаний, показать радость и бесконечность познания, почувствовать себя творцом, преодолевая вершину за вершиной в овладении духовным богатством, накопленным человечеством.
Теперь о второй стороне моего выбора – информатике. Трудно переоценить ее роль в современном мире. Это один из важнейших столпов, на котором держатся и материальная сторона жизни, и идеология, и творческая, и научная мысль. Поистине велико значение информации в международных отношениях, в политике. Нарушение ее объективности, предвзятое освещение происходящего, искажение действительного положения вещей приводит к неисчислимым бедствиям, как показали драматические события последних месяцев.
Впервые я столкнулась с миром информатики в школе. Очень занимательно и интересно было решать всевозможные логические задачи, в процессе размышления иногда приходить к нестандартным умозаключениям, совершая маленькие личные открытия, делать подчас спорные выводы, шлифуя свой ум. Здесь уместно вспомнить знаменитое изречение французского философа, математика, механика Рене Декарта “Я мыслю – следовательно, существую”.
Подлинным потрясением, взрывом эмоций, удивлением перед силой и мощью человеческого интеллекта явилось для меня высочайшее изобретение научной и технической мысли – компьютер. До этого я, конечно, знала, что без электронно-вычислительных машин невозможны полеты в космос, многие сложные технологические процессы на земле, математические расчеты. Но эти знания до моего личного знакомства с компьютером были абстрактными и лишенными конкретики.
А когда я составила первую простенькую компьютерную программку из нескольких операторов и вдруг получила с помощью компьютера желаемые результаты, то стала горячим приверженцем компьютеризации во всех сферах жизни.
Вторым компьютерным “взрывом” для меня стало погружение в Интернет. Трудно представить в наше время хотя бы отдаленно похожее по мощи, широте и многогранности воздействия средство, охватывающее буквально все стороны общественной и личной жизни.
Это и универсальный справочник по всем вопросам, и способ межличностного общения, независимо от расстояния, и возможность насладиться любимой книгой, послушать музыку, посмотреть спектакль на любой сцене мира в режиме on-line и осуществление самых смелых творческих проектов и т.д и т.п. Целый мир на твоем столe!
Возможности Интернета поистине безграничны и всеобъемлющи.
Сейчас я, не только как учитель информатики, но и как любой взрослый современный человек, естественно, знаю основные принципы работы компьютера. Мне давно известны такие вещи, как микро - и интегральные схемы, платы, диоды, триоды, системы счисления и т.п. Тем не менее, может быть, я покажусь наивной, но до сих пор не могу понять, как из этих проводочков, пластинок, собранных определенным способом, получились такие “счеты”; как комбинация ноликов и единиц представляет огромный мир во всем многообразии мельчайших оттенков красок и звуков.
Это свое удивление, поклонение гению человеческой мысли я хочу донести до своих учеников, чтобы каждый из них, овладев всем инструментарием работы на компьютере, понял, что ресурсы науки безграничны, что человечество всегда будет искать новые пути для своего самосовершенствования и познания мира.
Я хочу, чтобы знания, которые я даю своим ученикам, были не сухой, абстрактной догмой, а стали бы для них руководством к действию, послужили бы мощным средством для самовыражения, разбудили их творческий потенциал и помогли обрести правильные жизненные ориентиры.
|